|
АНАРХИЯ - что это такое? Анархизм - это политическая философия и образ жизни. Анархизм исходит из того, что в системе, основанной на государственной власти и эксплуатации, люди не могут нормально жить и развиваться. Мы должны и можем изменить свою собственную жизнь, установив контроль над ней, избавив себя от политических вождей, которым выгодна наша пассивность, от хозяев, которые наживаются на нашем труде, от идеологических систем, которые отделяют нас от наших братьев и сестер и делают нас бессильными. Анархисты осознают, что государство не объединяет человеческое общество, а наоборот, разрушает его, разделяет людей на нации и классы, мешает людям совместными усилиями добиваться целей, которые они ставят себе самостоятельно, управлять своей жизнью. Государство источник насилия и войн, его главная задача - не заботиться об интересах его жителей, а защищать власть, собственность и интересы "хозяев жизни", удерживая людей в повиновении. Мы уверены, что было бы гораздо лучше жить в самоуправляющихся сообществах, которые сами бы регулировали свой труд и обмен его продуктами, жить в коллективах, которые могли бы сами решать собственные проблемы при непосредственном участии всех, кого они касаются (демократически или консенсусом). Каковы наши принципы? Анархизм - личная философия и международное движение. Мы не признаем границ между народами, наше движение одновременно местное и международное. Мы пытаемся понять систему угнетения, существующую там, где мы живем, и, одновременно, осознать свое положение в глобальной общемировой системе, с тем, чтобы изменить существующую систему и обрести действительную свободу. Анархисты стремятся к обществу, в котором не будет классов, деления на богатых и бедных, национальной ненависти, границ, бесправия. Необходимо заменить капитализм, основанный на господстве государственных и транснациональных структур системой, при которой контроль и собственность над средствами производства принадлежит непосредственным производителям. На смену гигантским городским агломерациям, огромным заводам и эксплуатации земли и природных ресурсов на износ, должны придти общины меньших масштабов, бережно относящиеся к окружающей среде и осознающие свою ответственность за будущее. Мы выступаем против представительной демократии, при которой человек превращается в анонимный "винтик" огромной бесчеловечной машины, в одного из сотен миллионов подданных государства, когда мы не может уследить за всеми действиями органов, которые нами управляют. Мы считаем, что люди не только должны действительно управлять собственной жизнью, но и ощущать себя частью общества, иметь возможность коллективно управлять процессом своего труда и распределением его плодов. Власть, осуществляемая якобы "от нашего имени", игнорирует интересы широких слоев населения, принимает и осуществляет угодные себе законы даже против воли народа, и прибегает при необходимости к жестким мерам для подавления общественного недовольства (впрочем, в арсенале власти есть и более эффективные методы, вроде промывания мозгов с помощью средств массовой "информации"). В таком мире можно выжить, но нельзя жить. Мы же хотим жить, а не просто выживать! АНАРХИЯ В ГОРОДАХ Либертарный Муниципализм Мюррея Букчина Революционным ниспровержением государства и капитализма, анархисты стремятся к такой реорганизации общества, в результате которой люди становятся полными хозяевами собственных жизней. В результате которой принятие любых решений, касающихся личных и общественных дел, становится доступным каждому члену сообщества. В наиболее полном объеме реализация этих целей, по мнению многих анархистов, возможно лишь в безгосударственном и некапиталистическом обществе, главным принципом которого служит известная формула: от каждого по его индивидуально-различным способностям, каждому по его индивидуально- различным потребностям. Это идеал. А одним из путей к нему может служить реализация концепции американского теоретика экологического анархизма (социальной экологии) Мюррея Букчина - "либертарный муниципализм". В России привержанцами его концепции являются идеологи небезызвестного движения "Хранители Радуги". В чем же ее суть? ГОРОД И ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ Город, его районы и кварталы являются одними из основных сфер повседневного существования для более половины граждан. И именно здесь анархические идеи должны получить практическое воплощение. Одна из главных а-идей, касающаяся политической сферы - это идея прямой демократии. Прямая демократия - это самая реальная альтернатива всем формам иерархической и отчуждающей так наз. буржуазной "представительной демократии", воплотившейся в таких репрессивных институтах капиталистической Системы, как местные и национальные Думы, парламенты, "советы", законодательные собрания, исполкомы, мэрии и администрации городов, районов и т.п. Итак, либертарный муниципализм - это вариант городского анархизма. Это - коммунальная система базисного гражданского самоуправления. Либертарный муниципализм помещает город или окрестности в центр революционного процесса, в центр анархической политики. Согласно Букчину, такой процесс был бы "структурирован вокруг народных собраний, сформированных на муниципальном уровне, чтобы заменить существующие муниципальные правительства. Эти народные собрания служили бы открытыми аренами для обсуждения местных проблем и принятия решений всеми гражданами данного сообщества (естественно при желании такого участия). На собраниях люди непосредственно принимали бы решения о том, как их городские, районные, квартальные или коммунальные дела должны управляться. Эти собрания были бы прозрачны и полностью открыты для любого общественного контроля." КОНФЕДЕРАЦИЯ ГОРОДОВ И ОБЩИН Важная часть системы либертарного муниципализма - конфедеративная система, которая организовывает и координирует города и общины друг с другом. Только с помощью системы, основанной на принципах конфедерации, возможно организовать необходимую взаимосвязь между территориями и городами наиболее вольным (либертарным) способом. Либертарные муниципалитеты посылали бы своих делегатов (при условии мандата от собрания и возможности его замены и отзыва в любое время) в конфедеративный Совет, который бы исполнял решения, принятые локальными народными собраниями. Решения, принимаемые этими Советами, были бы только техническими и административными, но не властными. Делегаты не имели бы никакой возможности единолично или всей своей тусовкой определять политику общин, городов и всей конфедерации. Такие полномочия были бы только "внизу", у общих народных собраний. Напоминаем, что конфедерация - не представительная система, а лишь инструмент координации. Что, конечно, сильно зависит от заинтересованности людей в том или ином решении, которые должны приниматься полным большинством членов сообщества. Автономия и свобода меньшинства, в этом случае, должна сохраняться и уважаться. МУНИЦИПАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ? С некоторыми положениями, связанными со структурой муниципальной политики и хозяйства, мы бы поспорили с Букчином. Дело в том, что кроме общих народных собраний нам кажется необходимым существование и другого либертарного учреждения - рабочих Советов или синдикалистских профсоюзов. Если мы собираемся действовать, как социальные левые анархисты, во имя вольной революции, то мы должны стремиться развивать обе формы самоуправления, сохраняя баланс между двумя его формами: рабочей и гражданской. Описывая свою систему анархо-коммунализма, сам Букчин заявляет, что "либертарный муниципализм призывает к муниципализации экономики: народные муниципальные собрания непосредственно возьмут на себя контроль над производительными силами в пределах своих территорий. Муниципализация экономики не имеет ничего общего с ее национализацией (последняя просто укрепляет государственный иерархический аппарат и очень просто приводит к тоталитарным системам управления) и с синдикалистским подходом, который отдает экономику в руки рабочих коллективов (что часто способствуют развитию коллективных капиталистических предприятий). В муниципализированной экономике граждане на своих собраниях принимали бы и экономические решения, которые бы не зависели от частных проф. интересов различных групп трудящихся. В последнем же случае решения легко бы принимались только в пользу отдельных групп и предприятий, но не в пользу всего сообщества в целом". ПУТЬ К СВОБОДЕ: ВЫБОРЫ ИЛИ РЕВОЛЮЦИЯ? Давайте зададимся вопросом: как подобная система городского самоуправления смогла бы быть реализована? Первый шаг в направлении желаемых общественных изменений должен начаться с организации широкой сети алтернативной культуры и народного образования. Необходимо было бы широкое издание и распространение литературы, которая бы изучалась специальными альтернативными группами. Букчин пишет: "Суть моих предложений в том, что либертарная политика должна быть сформулирована и осуществлена через идею и призывы к восстановлению политической силы самих людей в их муниципалитетах, как оппозиции государству. Практика моей версии социального анархизма, требует не только радикальных акций протеста, но и кропотливой работы по созданию массового движения, стремящегося создать этот вид демократии "лицом к лицу". Социальные анархисты должен поднять требование передать все полномочия в городах в руки самих граждан, организованных в непосредственные демократические собрания. Необходимо добиться их функционирования и начать, несмотря ни на что, принимать решения по всем вопросам, непосредственно волнующих людей. По Букчину потребуется и выдвижение своих кандидатов на городских местных выборах. Цель этого шага по его словам, в том, чтобы помочь созданию и приобретению юридических правомочий собраний граждан. В конце концов, собрания должны обладать всеми полномочиями, чтобы регулировать городские дела. В этом пункте Букчин, как нам кажется, отходит от ценностей анархизма и идет на компромисс с Системой, требуя, чтобы анархи принимали участие в выборах в местную власть. Сверху не построишь свободного общества. Участие в Системе может легко погубить либертарный городской проект и все движение. Нам думается, необходимо, наоборот, по мере возрастания мощи проекта, усилить конфронтацию альтернативных собраний граждан со структурами местной власти и вместе с рабочими Советами, синдикалистскими профсоюзами и другими автономными группами и движениями разбить всю систему государственных институтов на местном уровне. Одним словом, мы должны развить такие процессы и учреждения, которые могли бы служить первоначально как образовательные и культурные, но, в конечном счете, стали бы органами "контрвласти", которые могли бы выступить против всей системы Господства. Такая гражданская "контрвласть" и стала бы силой, которая уничтожит государственную капиталистическую систему. Реализация описанных идей - трудный и длительный процесс, на организацию которого потребуются годы и годы. Он не имеет моментальных и простых решений. Но проблемы, ставшие перед человечеством в конце 20 века не дают нам шанса отказаться от активных действий по пересозданию Человека и Общества. Мы должны понять, что нет другой альтернативы, кроме Революции во всех сферах нашего существования. ВОЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И СИСТЕМА САМОУПРАВЛЕНИЯ - ЭТО НЕ УТОПИЯ, А НАСУЩНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА! ДУМАЙТЕ САМИ! ПРИШЛО ВРЕМЯ СОЧИНЯТЬ ЖИЗНЬ ЗАНОВО! НАЧНИ СЕГОДНЯ! АНАРХИЯ - мать порядка. Никто не знает, как понимать этот старинный лозунг русских анархистов. Поэтому воспринимается он людьми чаще всего иронично, ассоциируется с беспорядками и насилием. Как его следует понимать? Анархия по-гречески "безвластие", т.е. отсутствие в обществе централизованной насильственной власти. Это самоуправление во всех сферах жизни общества, при котором достигается максимально возможная степень свободы для каждого народа, территории, коллектива, для каждой отдельной личности. Анархия - это невозможность расширения прав одной личности за счет другой. В отличие от демократии, принципом которой, является подчинение меньшинства большинству, выявляемое путем голосования, анархия предоставляет любому меньшинству жить так, как вздумается, если оно при этом не ущемляет свободу других. Поэтому лозунг "Анархия - мать порядка" означает, что анархия должна стать матерью будущего общественного порядка. Порядок будет основываться не на принудительном подчинении всех и каждого единой насильственной власти, а на добровольных взаимовыгодных соглашениях между отдельными лицами и группами на принципе добровольной кооперации всех членов общества, при которой возникающие конфликты решаются третейским судом. Стать анархистом - значит признать себя достаточно разумным и свободным человеком и руководствоваться в жизни своим разумением, своим пониманием добра и зла, а не навязанными сверху законами государства. Анархист относится к законам без благоговения, потому что считает, что закон в лучшем случае закрепляет ту или иную омертвевшую форму жизни и мешает ей, потому что живая жизнь развивается дальше. Два противоречивых принципа сталкиваются в человеческом обществе: принцип власти одного человека над другим и принцип независимости, свободы каждого человека. Совершенно последовательно эти принципы воплощаются в двух взаимоисключающих состояниях общества: на абсолютном принципе свободы основывается анархия, а на принципе жестокого подчинения власти - тоталитаризм. Понятия "свобода" и "демократия" часто сливаются в массовом сознании. На самом деле демократия основывается на том же принципе принудительного подчинения большинства (народа) меньшинству (законодателям-депутатам и чиновникам-исполнителям), история показывает, что в периоды кризисного развития лозунг диктатуры слишком часто выходил из толщи народных масс. Идея же безвластия, анархии - продукт высокоразвитого сознания. И современные анархисты, разумеется, отдают себе отчет в том, что сегодня их общественный идеал в реальную жизнь воплотиться не может. Все политические движения имеют принципы, в сторону которых стараются смещать общество. Политик-реалист, без фанатической приверженности принципу свободы, руководствуясь только сиюминутной выгодой, не учитывает отдаленных вредных последствий насилия над естественной общественной жизнью. А последствия эти почти всегда перевешивают всю пользу принимаемых им законов. Работать на анархию нужно не только для того, чтобы иметь инструмент воздействия на парламентских политиканов, но и потому, что в обществе идет ожесточенная война утопий - тех созданных воображением проектов, которые не осуществимы сегодня, но станут реальностью завтрашнего дня. А значит, анархистская утопия в демократическом обществе нужна, чтобы противостоять утопии тоталитарной в ее красном или коричневом вариантах. И агрессивно вытеснять демократию. АНАРХИЯ и культура. Анархия и культура... Ещё недавно два эти понятия не могли стоять рядом. Анархией испокон веков называли беспорядок, хаос,
|